ЦЫПЛЯТА ИНДИГО

Этот сборник интересных и поучительных басен написан детьми под руководством Осадчей Людмилы Алексеевны — учителя русского языка и литературы, руководителя поэтической студии «Самородки» лицея № 22 «Надежда Сибири» (г. Новосибирск), кандидат филологических наук. Она в своей работе с детьми по развитию у них литературного творчества последовательно реализует некоторые концептуальные идеи «Школы коммуникативной дидактики» (В. И Тюпа), считает, что «талант к литературному творчеству в определенной степени имеется у каждого ребенка».

Оглавление

Комментарии к изданию

Опыт детского литературно творчества

 

Комментарии редактора
 
Литературное творчество — одна из важнейших составляющих литературного образования в широком смысле слова, приобщения детей к миру словесности. Этот факт стал особенно отчетливо осознаваться в последние годы, параллельно с «вымыванием» из школьных программ и нормативов ранее обязательного жанра сочинения. Одно только чтение книг -само по себе важнейшее занятие — не дает ребенку живого ощущения слова до тех пор, пока он не предпримет попытки создавать это слово самостоятельно. Без такого шага невозможно в полной мере почувствовать становление мысли.
Привлечение учеников, детей к литературному творчеству предпринималось в разных образовательных системах с древнейших времен. Важным компонентом классического образования, наряду с упражнениями в риторике, были упражнения в «пиитике». Когда в XVIII-XIX веках представления о поэзии были поколеблены, то один из главных их сотрясателей, Лев Толстой, в созданной им школе для крестьянских детей принялся учить своих воспитанников, помимо всего прочего, и литературному творчеству. Притом писатель ставил детское творчество даже выше собственного, воспитанного опытом европейской классики. «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» — риторически спрашивал Толстой в одной из своих педагогических статей. И со свойственным ему увлечением всем, что связано с народным бытом, приходил к выводу, что сочинения крестьянских детей «естественнее», а потому лучше, чем «искусственная» светская художественная литература.
В предлагаемом читателю издании представлены литературные опыты не крестьянских детей, а учеников лицея № 22 «Надежда Сибири» — продвинутого учебного учреждения Новосибирска. Однако в данном случае важен не статус заведения и не образовательный уровень его воспитанников. Важен сам факт опыта литературного творчества детей, которое, по убеждению составителей этой книги, стимулируется и практикуется многими педагогами и в Сибирской столице, и в сельской глубинке, и в других городах России.
Настоящее издание, помимо всего прочего, задумано и как призыв к общению. Представленные здесь методические разработки, несомненно, лишь самая малая часть того, что накоплено учителями-организаторами и руководителями литературных студий, кружков, обществ, просто наставниками в создании живого слова. Возникает смысл наладить обмен достигнутым. Составители издания надеются на отклик и открыты для всякого общения и взаимодействия в пространстве литературной педагогики.
 
И. В. Кузнецов,
доктор филологических наук, профессор кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО
 
Басня, творчество, назидание: итог — самовоспитание…
 
Басня — в силу своей иносказательной природы, есть уникальный литературный жанр, в рамках которого, под пеленою творчества, как бы исподволь, ненароком, почти со стопроцентной гарантией осуществляется самое, что ни на есть полноценное нравственное самовоспитание подростков и старшеклассников — желанный педагогический идеал любого профессионально организуемого воспитательного процесса. Учителю русского языка и литературы и руководителю поэтической студии «Самородки» Л. А. Осадчей удается в полной мере воспользоваться этим уникальным воспитательно-дидактическим ресурсом.
Будучи несомненным знатоком специально-предметной области литературного творчества, в наиболее актуальных вопросах современной теории и методики воспитывающего обучения, Людмила Алексеевна постепенно, шаг за шагом осмысливая логику своих опытно-поисковых действий, все более приближалась к созданию собственной оригинальной технологии работы — в меру обобщенной и все более филигранно отточенной во всех своих уникальных методических и психологических нюансах. Достаточно, думаю, будет сказать, что, отработав авторскую систему развития литературного творчества со старшеклассниками, она на протяжении двух последних лет успешно спроецировала ее на возможность младшего подросткового возраста.
Результаты, воплощенные в продуктах детского поэтического творчества, представлены на страницах вышедшей из печати книги, отдельные, случайно выбранные стихотворения, мы и представляем в данной рубрике. Саму же авторскую «технологию вдохновения», детально прописанную в книге «Цыплята индиго», мы предполагаем опубликовать в следующем выпуске журнала «ВиДО».
 
Л. И. Боровиков,
главный редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО
Участники поэтической студии "Самородки" лицея № 22 "Надежда Сибири" (г. Новосибирск)
Общая фотография с детьми во время празднования Дней Славянской письменности 24 мая 2013 г.
Слева направо: священник Андрей Иванцев, Людмила Алексеевна Осадчая, Олег Владимирович Заев
Руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе во имя св. блгв. кн. Александра Невского
Заев Олег Владимирович с беседой перед учащимися старших классов об оккультизме на примере произведения М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
24 мая 2013 г.

Басня 1. Цыплята Индиго

Басня 2. Жадная Крыса

Басня 8. Слово и Дело

Басня 9. Физкультпривет

Басня 11. Хлеб и Пышка

Басня 12. Солистка

Басня 13. Зазнайка

Басня 15. Неудачник

Басня 17. Блудные Пингвины

Басня 18. Продажные Братья

Басня 19. В сетях

Басня 20. Бобёр-Педагог

Басня 22. Астрологический Прогноз

Басня 23. Подарок

Басня 25. Модные Игрушки

Басня 26. Медвежья Услуга

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Благодарим вас,
Ваше сообщение принято,
Вам ответят в ближайшее время