ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СЕКТАНТСТВА

ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СЕКТАНТСТВА

Для многих исследователей совершенно очевидно, что несмотря на заслон, который возведен неравнодушными людьми, сектантство, в том числе и деструктивное сектантство, прекрасно развивается на безбрежных просторах постсоветской России. Несмотря на немалые победы сторонников здравых общественных сил, сектантство приспосабливается к действительности, изменяясь в своих формах. Поэтому сознание исследователя феномена сектантства требует перепроверки: все ли делается правильно?

Оглавление

Доклад руководителя
Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства
при соборе св. Александра Невского г. Новосибирска
Заева Олега Владимировича
Международные Рождественские образовательные чтения, 27 января 2014 г.

Ваше Высокопреосвященство,
дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня я хочу говорить о проблемах в области практического и теоретического сектоведения, которые сформировались в нашем российском обществе к настоящему времени. Как мне видится, эти проблемы сформировались от не вполне правильного осмысления феномена сектантства. Для многих исследователей совершенно очевидно, что несмотря на заслон, который возведен неравнодушными людьми, сектантство, в том числе и деструктивное сектантство, прекрасно развивается на безбрежных просторах постсоветской России.

Несмотря на немалые победы сторонников здравых общественных сил, сектантство приспосабливается к действительности, изменяясь в своих формах. Поэтому сознание исследователя феномена сектантства требует перепроверки: все ли делается правильно? Как известно, отсутствие надлежащего результата определяется как неточным исполнением инструкции, так и погрешностью самой инструкции. Поэтому давайте попробуем перепровериться, следуя мудрой библейской истине:

«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». (1Кор. 10:12)

А потому без страхов и упреков давайте постараемся поговорить о нас и нашей деятельности. Думается, что построение ответа на вопрос: «Как эффективно противостоять современному деструктивному сектантству?», — в свою очередь предполагает получение ответа на вопрос: «Что есть деструктивное сектантство?» Получение ответа на последний вопрос должно основываться на выявлении и осмыслении причин его порождающих. За почти 20 лет служения Церкви на поприще консультанта по выводу, я очень надеюсь, что проведенный анализ позволит улучшить качество осуществляемого противостояния деструктивным сектам.

Итак, сегодня мы говорим, что деструктивные секты это плохо. Вряд ли найдется в этой аудитории человек, который осмелится утверждать обратное. Смертельно опасно любое отклонение от Истины Христовой Церкви, не говоря уже о чудовищных искажениях, преизобилующих в учениях современных деструктивных сект. Однако согласность с утверждением о том, что «секты это плохо», еще не предполагает единого понимания того, в чем именно худость, и уж тем более как этой худости противостоять.

Настоящая концепция осмысления сектантства

Какова настоящая концепция. Она выглядит примерно следующим образом:

  1. появившиеся в обществе свидетельства со стороны граждан, чьи родственники оказались вовлеченными в деятельность некоторых новых религиозных организаций, побудили общественность к осмыслению этого нового для него феномена;
  2. как реакция на новый раздражитель в обществе появляется прослойка по преимуществу из православных людей, для которых забота о ближнем является осмысленной необходимостью;
  3. собранные противоправные факты позволяют им свидетельствовать о новой угрозе для общества в виде контролирования сознания и говорить о новых формах сектантства как о деструктивных;
  4. противостояние начинает осуществляться в виде выявления и накопления неблаговидных поступков со стороны членов деструктивных сект и размещении этих свидетельств в средствах массовой информации в надежде предупредить тех, кто еще не был вовлечен в сектантскую деятельность. Такие свидетельства являются не полными, ибо не содержат в себе всех обстоятельств дела, как это обычно происходит при изучении явления в лабораторных условиях, так как не выявляют множественность причин, побудивших людей стать сектантами;
  5. в свою очередь это порождает желание противников направить свои исследования на поиск аналогичного «деструктивного» явления в Русской Православной Церкви, что они и находят;
  6. между миссионерской и антисектантской деятельностью появляются внутренние противоречия от того, что в случае столкновения миссионера с представителями деструктивного сектантства последние, ознакомившись с неполным о себе свидетельством, имеют предубеждения о миссионерах, поскольку законно рассматривают их, как и представителей антисектантских структур, как единое целое.

При таком положении дел естественным образом будут появляться все новые и новые силы, противостоящие антисектантскому движению и ослабляющие его.

Предложенная концепция осмысления сектантства

Какова же концепция моего доклада по отношению к самому феномену деструктивного сектантства в отличие от сложившегося. Прежде всего явление деструктивного сектантства следует, исходя из суммарного опыта Ветхозаветной и Новозаветной Церквей, воспринимать как некий «бич» Божий, которым Он пасет народы и Церковь Свою не к погибели, но к обновлению.

Примеры Ветхого Завета

Вот лишь некоторые примеры:

«Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; хлеб, подкрепляющий (человека), истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты». (Лев. 26: 23-26)

«Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар. 21: 12)

«Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их».(Иер. 11: 11)

Эти свидетельства взяты из Ветхого Завета, что же в Новом Завете?

Примеры Нового Завета

«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». (Мф. 3:7-9)

То есть, когда люди пытаются избавиться от такого явления как деструктивное сектантство, попущенное Богом для исправления, лишь прибегнув к юридическому и административному ресурсу, то им нужно напомнить слова Спасителя Христа:

«сотворите же достойный плод покаяния».

Таким образом, логично продолжая рассуждения, мы получаем ответ на вопрос причинности деструктивного сектантства — оно есть попущение Божие. Кому и за что? Во-первых, оно попущено для исправления общества после атеистического периода его существования. Забвение Закона Божия дорого обходилось ветхозаветным евреям, а равно и народу Божиему во время Нового Завета. Особенно пострадали евреи во время Иудейской войны с 66 по 73 годы от Р.Х. Не сложно догадаться, что их страдания явились следствием распятия Христа предводителями еврейского народа и исполнением пророчества о них. И надо отдать должное, что некоторые из них достойно приняли выпавшие на их долю мучения и страдания. Что же в нашем случае?

Полагаю, что наличие сектантства сегодня наилучшим образом помогает понять общественности, что сопротивляться попущению Божию невозможно, как если только измениться и прийти в соответствие с Его Законом. Мне известны многочисленные случаи, из числа обратившихся за помощью в наш Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства, когда в силу закономерного духовного вакуума постсоветского общества дети или иные родственники граждан попали в деструктивные секты.

Но даже эти обстоятельства не всех побуждают обратиться и пересмотреть свои мировоззренческие позиции. То есть если даже такие очевидные последствия не исправляют людей, то, что говорить о них, если течение времени для них будет комфортным в духовном плане, то есть без сект. Сможет ли комфортное существование этих людей разрушить кокон их неверия в Бога. В подавляющем большинстве случаев, скорее всего, нет. Жизнь этих людей, очевидно, пройдет в том же русле, что и была прежде, ибо причин задуматься и измениться у них оказывается недостаточно. Наличие сектантства в обществе является катализатором процессов, как и физические гонения на христиан начала века от Рождества Христова послужили укреплению Церкви Христовой.

Но для того, чтобы сектантство в обществе послужило к его изменению, необходимо использовать сектантство и сектантские искажения для утверждения истины. Это означает, что свидетельства антисектантских центров должны надлежащим образом вскрывать глубину деструктивного сектантства и прямо указывать на причины его порождающие. Посылом к такому подходу служит утверждение, исходящее из существа христианского свидетельства, согласно которому сатана противостоит Богу с намерением внести искажения по возможности везде и всюду. Это противостояние можно представить как процентное соотношение истины и лжи, как хлеба и яда: в одном случае 90% к 10%, в другом — 50% на 50%, в третьем — 20% к 80%, и т.д. При этом мы, конечно же, понимаем, что искажение истины даже на 1%, как и ошибка на 1 градус при выстреле на дальнее расстояние, приводит к промаху мимо цели.

Однако на практике и в пересчете на духовность нечистая вода, при всех своих «достоинствах» на некоторое время может продлить время существования человека. То есть человек, который попал в деструктивное сектантство, может продержаться там некоторое время до встречи с истиной, как и жаждущий человек может продержаться на нечистой воде, в зависимости от качества этой воды, некоторое время, пока не получит доступа к чистой воде. В свою очередь такой подход предполагает, что любое сектантство должно быть охарактеризовано объективно со всех сторон с указанием того, что верно и что неверно в учении той или иной секты. Какова степень искажения истины? Ибо еще раз повторюсь, задача антисектантских центров должна быть шире: нужно дать шанс измениться обществу, а для этого нужно ясно им объяснить, что, к примеру, их атеизм, породил это самое сектантство. И в момент изнывания под гнетом «бича» Божия — в нашем случае сектантства — люди способны лучше и быстрее измениться и прийти в соответствие с Божественным промыслом. Во-вторых, оно направлено на обличение представителей Церкви, как священнослужителей, так и прихожан, ибо в некоторых случаях они, подавая камень просящему вместо хлеба, толкают его в сектантские объятия. Об этом прекрасно пишет архиепископ Иоанн Шаховской в статье «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве»:

«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды — внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе.

И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям».

Или вот еще:

«Кидать камни очень легко. И ветхий наш человек только ищет дозволенных предлогов для камня. Предлог ревности по вере — самый удобный. Защищается великая святыня — чистота веры и духа! Именно здесь, у защиты святыни должен человек облечься в святыню, подпоясать свои чресла постом и милостынею духа. В этом и будет православие его жизни».

Мне известны множество примеров, когда православные толкают человека в пропасть сектантства. Самым распространенным внутрицерковным заблуждением является мнение о том, что сектанты являются «сатанистами», «глупцами», не хотящими примирится с Божественной Истиной, а потому недостойными Ее, т.е. Истины. Мнение это основывается на утверждении о том, что вот, мол,

«мы же пришли в Церковь, и нам было, ох, как не просто, но мы же пришли. А вот они не приходят, хотя храмов мы понастроили много и их двери открыты».

Значит, заключают такие люди, они делают добровольный выбор и не в пользу Церкви, а стало быть, туда им и дорога. И не догадываются такие люди, что Господь Бог привел их в надежде на то, что когда они укрепятся в вере истинной, то пропитаются состраданием к ближним своим и найдут для них слова и увещевания для их же пользы. Но вместо этого такие люди подают «камень надменности» вместо «хлеба жизни». Это говорит о том, что такие люди сами еще не изменились, и, конечно же, не могут послужить к изменению других. Не будем забывать, что в настоящий век от Рождества Христова действует и Слово Божие и Благодать Святого Духа. Слово Божие, исходящее из Церкви через Ее представителей, в соответствие со всяким историческим временем должно быть растворено до состояния молока, дабы стать питательной и полезной пищей для внешних, но ищущих истину людей. Таковым словом должны обладать как миссионеры, так и сотрудники антисектантских центров.

Однако, в настоящее время мы наблюдаем некоторую неспособность представителей Церкви донести истину до людей. В их устах Слово Божие перестает быть «живым и действенным» и «острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12). Их проповедь не достигает сознания граждан по причине тяжелейшего помрачения сознания наших современников. И это означает, что проповедь должна быть растворена до необходимого «молока», чтобы стать питательной для них. Если же этого не будет происходить, то внешние люди будут воспринимать представителей Церкви как людей злобных, выискивающих у представителей других конфессий любой изъян, чтобы на этом построить свое благополучие и превознестись над другими. Вследствие такого устроения дел количество людей, противодействующих антисектантскому движению будет расти, но вовсе не по причине их нелюбви ко Христу, Его Церкви и Его истине, а вследствие не правильно проводимой политики Его защитников. За что, как мы понимаем, нам всем предстоит ответить перед Праведным Судией.

Сказать сегодня, что сектантство зло есть, значит, ничего не сказать. На фоне изобилия негативной информации еще один негатив сектантства совершенно тонет в общем потоке. Но использовать проблему сектантства для разговора с общественностью и представителями Церкви Христовой совершенно необходимо. Приведу еще одну цитату архиепископа Иоанна Шаховского:

«В этом были, конечно, виноваты и мы, представители Великой Русской Церкви. Мы не смогли завоевать себе духовного доверия со стороны масс русского народа, который в большей своей части ушел от нас.

Мы не показали беспристрастия духовного и достаточной заботы о душах как бедных русских людей, так и богатых. Невозможно никакое восстановление, воскресение нашей православной русской культуры, если мы не пройдем сквозь огонь покаянного очищения и осознания своих грехов и ошибок.

Священнослужители должны являть пример не только служения, но и покаяния». (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), «Христианское отношение к богатству и бедности»)

Конечно же, хочется сказать о том, что Благодать Божия эффективно действует в тех случаях, когда человек прежде очищен Словом Божиим. Какой результат можно ждать от ситуации, когда человек принял и содержит ложное слово, но при этом пытается соединиться с Благодатью Божией. Нельзя сказать, что такой случай безнадежен, но совершенно точно, что он будет вяло текущим.

Продолжая доклад, остановлюсь еще на одном обстоятельстве. Дело в том, что современное состояние человека, при крайней немощи и разрушенности как психического, так и физического здоровья, требует ответов, прежде всего, на простые вопросы: кто такой мужчина и кто такая женщина? Как выстроить гармоничные отношения между супругами? Как воспитать детей? Как обрести покой и равновесие? Как изменить себя к лучшему? А, равно как, и на множество других вопросов. Сегодня складывается весьма благоприятная ситуация, когда вопросы о бытии Божием волнуют человека вместе с вопросами и о самом себе: «Кто же я есть и как я устроен?»

Ситуация хороша тем, что каждая религия в своих свидетельствах предполагает дать ответ на три вопроса: каков Бог и каков мир невидимых духов? как сотворен мир? кто есть человек и как он устроен? Сегодня для многих людей ответ на последний вопрос является, можно сказать, хлебом насущным. Как вы догадываетесь, дальше должна пойти речь об антропологии. И надо сказать, что у христиан есть, что сказать современному человеку и утолить его жажду касаемо знаний о нем. Но сегодня я не могу говорить об этом аспекте подробно, скажу лишь о том, что христианская антропология позволяет прекрасно справляться со множеством спорных вопросов, касаемо свойств Бога, и прекрасно справляться с заблуждениями сектантов.

27 января 2014 г.

Руководитель
Информационно-консультационного центра
по вопросам сектантства при соборе во имя св.
блгв. кн. Александра Невского г. Новосибирска
Заев Олег Владимирович

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Благодарим вас,
Ваше сообщение принято,
Вам ответят в ближайшее время